Водка в кино
Водка в кино - явление довольно частое и регулярное, и даже введенный несколько лет назад запрет на пропаганду алкогольной продукции не смог полностью изжить это явление. Просто появляться на экране 40-градусный алкоголь стал в новом качестве — как элемент Product Placement. На Западе такой вид продвижения спиртных напитков используется еще с середины 60-х годов. В России эта разновидность рекламы начала набирать популярность лишь с конца 90-х. К тому же в Голливуде гораздо раньше стало развиваться спонсорство — известные бренды давали деньги на съемку картин, взамен требуя, чтобы их продукция «засветилась» на экране. В настоящее время скрытая реклама водки занимает второе место по популярности — компании-производители тратят на нее огромные деньги.

О пользе киноводки
На экране водка играет очень важную роль — она придает фильмам достоверность. Например, если герой по сюжету переживает какую-то драму, то самый лучший способ показать его переживания — оставить наедине с «беленькой». Так поступили, например, создатели российских фильмов «Вор» и «Левиафан». И каждый зритель тут же понимает, как сильно персонаж пал духом и насколько трагична его ситуация.
Нередко, водка является неотъемлемым элементом комедийных ситуаций - именно благодаря ей герои попадают в разнообразные перипетии, вызывающие безудержный смех. Здесь нельзя не вспомнить любимые отечественные комедии «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Особенности национальной охоты» и т.п. В последних кинокартинах 40-градусный алкоголь вообще присутствует на правах полноценного персонажа, без него не было бы и сюжета.
Но достаточно часто водка выполняет в кино и свою прямую функцию — сопровождает праздничное застолье. В этой связи стоит вспомнить знаменитую сцену из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»: русский генерал знакомит англичанку Джейн с обычаями своей страны, показывая ей, как лихо он умеет пить.
Водку можно увидеть и в телеэфире — когда показывают сериалы про крутых борцов за справедливость. Самый яркий пример — долгоиграющий сериал «Улицы разбитых фонарей», герои которого пьют водку часто, со вкусом, но при этом удивительно к месту. Пропагандой пьянства такие сцены совершенно не выглядят, а выполняют очень важную функцию — они подчеркивают близость сотрудников милиции к народу и наглядно демонстрируют, что «менты тоже люди».

Покорение заграничных экранных высот
В зарубежных фильмах 80-90-х годах водка чаще всего - это неотъемлемый атрибут образа типичного русского, наряду с небритостью и брутальностью. Только «crazy russians», по мнению среднестатистического иностранца, могут пить этот крепкий алкоголь, не закусывая после первой, залпом, смачно выдыхая в финале. Это можно увидеть в таких кинокартинах, как «Красная жара», «Рембо», «Полицейская академия», «Москва на Гудзоне», «Красный скорпион» и т. п. Причем водка здесь показывается исключительно крупным планом и исключительно «Столичная».
Однако в последние годы на экране этот крепкий напиток стали употреблять и те зарубежные актеры, играющие в кино «крутых парней». Если нужно создать образ настоящего мачо, то в кадре появляется бутылка водки, которую, по русскому обычаю, герои заграничных боевиков пьют большими глотками прямо из горлышка, не морщась, не закусывая и не проявляя никаких признаков опьянения. Круче не бывает!
Известные марки водки сегодня можно увидеть во многих зарубежных фильмах и в качестве элемента Product Placement. Из самых раскрученных стоит упомянуть «Казино Рояль», где Джеймс Бонд пьет водку Smirnoff Red концерна Diageo; «Умри, но не сейчас» также из цикла бондианы - водка Finlandia; последний фильм про супершпиона «Спектр» - польская водка Belveder; «Секс в большом городе» - Absolut и т. д. В голливудском блокбастере «Особо опасен», снятом российским режиссером Тимуром Бекмамбетовым, внимание привлекает отечественная водка Русский Стандарт, которая ранее появлялась в его же «Ночном дозоре».

Product Placement на отечественных кинопросторах
Российский кинематограф сегодня также не отстает от зарубежных коллег и активно использует помощь спонсоров, чтобы иметь возможность снимать и выпускать фильмы. Справедливости ради стоит отметить, что без этих посильных вложений отечественный автопром попросту не выжил бы. А значит, возможности смотреть новые российские фильмы мы во многом обязаны в том числе и водке.
Первой попыткой скрытой рекламы 40-градусного алкоголя в отечественном кино стоит назвать уже упомянутый выше цикл Александра Рогожкина «Особенности...». Практически в каждом фильме в огромных количествах герои распивают водку «Урожай». Несмотря на несколько фейковое название, это действительно реально существующий бренд, выпускающийся на ликеро-водочном заводе «Топаз».
Еще один отмеченный выше бренд водки - «Русский Стандарт Империя» - можно было увидеть в продолжении культовой комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром 2».

В голливудском боевике «Три икса» 2002 года выпуска отрицательный персонаж стопками опрокидывает российскую водку Red Army компании «Регата». Правда, этот случай рекламщики отмечают как курьезный, поскольку никаких денег в фильм отечественный производитель на вкладывал и вообще узнал, что его продукцию использовали на экране, только после премьеры. Сначала руководство компании подумывало о заявлении в суд, но после успеха кинокартины в прокате и резкого увеличения объема продаж, решило шума не поднимать.
Наверное, водку все же не зря считают именно русским напитком. Говорят, что это самый честный алкоголь — стоит выпить рюмочку, и человек перестает врать, в том числе и себе. И потому водка неизменно ассоциируется с загадочной русской душой нараспашку — гостеприимной, хлебосольной, открытой. Водка способна развеселить и утешить, конечно, если ею не злоупотреблять. И на киноэкране, как в зеркале, отразились все эти качества 40-градусного напитка, доказывая, что насколько тесно он сплелся с явлениями реальной жизни. И вывод тут можно сделать только один: без водки фильмы были бы скучными и неправдоподобными, но смешивать кино и жизнь, тем не менее, не стоит — злоупотребление алкоголем чревато для здоровья. Пить нужно только хорошую водку - в умеренном количестве и в подходящей компании.
|