+ 7 (495) 727-74-77 + 7 (495) 765-58-38 (Табачный зал) Москва: пн.- вс. 10:00 - 22:00
Ваша заявка

Вино как произведение искусства. Пьяные художники

Вино само по себе можно назвать произведением искусства, ведь его производство — процесс творческий. Этот напиток не раз вдохновлял знаменитых писателей, поэтов и художников на создание очередного шедевра.

Глоток вдохновения

Множество прекрасных произведений искусства содержат в себе упоминания о вине. Так, Омар Хайям в одном из своих стихотворений утверждал: «Пей вино! В нем источник бессмертья и света...» По мнению этого средневекового философа, для исцеления тела и души необходимо чаще наслаждаться этим напитком и слушать стихи. Прозаик Эрих Мария Ремарк также с большой любовью относился к вину, что особенно заметно в его романе «Жизнь взаймы», где почти на каждой страничке герои распивают либо шампанское, либо бордо.

Отечественные литераторы также не обошли вниманием этот напиток. Карамзин, Фет, Батюшков и Вяземский, а также сам А. С. Пушкин неоднократно упоминали вино в своих стихах.

Если же Вам больше нравится не слушать, а смотреть, то обратитесь к произведениям художников. Во многих натюрмортах можно заметить бокалы с вином. Однако большинство художников предыдущих эпох были гораздо романтичнее. Караваджо, Веласкес, Рубенс, Тициан изображали не столько сам напиток, сколько Бахуса (он же — Дионис, бог виноделия) и вакханалии.

Победа любви к искусству и вину над условностями

Стоит отметить, что не только вино может украшать картины известных художников, но и уникальные произведения могут стать для него отличным украшением. Конечно же, речь идет об этикетках. Впервые об их специфическом оформлении задумались в тот период, когда дизайн начал считаться самостоятельным видом искусства. 

В начале ХХ века творческие люди старались оставаться в стороне от коммерции. Они стремились не обслуживать торговлю, а творить искусство. Может быть, такое положение вещей сохранялось бы и дальше, если б не знаменитый винный дом Chateau Mouton Rothschild, выпускающий одно из лучших вин в мире, относящееся к категории Premier Grand Cru Class. Его владелец — Филипп Ротшильд — был дружен со многими художниками того времени. Первые эскизы этикеток появились в 1937 (международная выставка) и 1938 году (приезд британских монархов в Париж), но они так и не пошли в дело. 

В 1945 году Ротшильд загорелся идеей создания особой партии вина, приуроченной к окончанию Второй мировой войны, бутылки которого украсила бы стилизованная литера V — первая буква слова Victoire (в переводе — «победа»). Это и было началом неповторимой галереи этикеток, каждая из которых, без преувеличения, является ценным произведением искусства.

Сперва Ротшильду приходилось долго уговаривать знакомых художников на сотрудничество. В качестве награды за труды он предлагал пять ящиков вина текущего года урожая и еще пять — любого другого по выбору творца, то есть в общей сложности 120 бутылок. Однако со временем художники раскушали эту замечательную идею и стали сами предлагать свои услуги по оформлению этикеток. Во-первых, прекрасным вином можно было наслаждаться, а во-вторых, спустя какое-то время оригинальные бутылки можно было выставить на аукционные торги и продать за кругленькую сумму. 

Первым из таких энтузиастов стал Жорж Брак в 1955 году. После него галерея этикеток Chateau Mouton Rothschild запестрела самыми громкими именами. В 50-е годы с маркой сотрудничали Павел Челищев (1956), Сальвадор Дали (1958), в 60-е — Генри Мур (1964), Хуан Миро (1969). В 70-е годы к ним присоединились Марк Шагал (1970), Василий Кандинский (1971), Пабло Пикассо (1973), Энди Уорхолл (1975). В 80-х годах в числе прочих отметились Джон Хьюстон (1982), Поль Дельво (1985).

В 1993 году с этикеткой работы Бальтуса случился казус — в США ее признали непристойной. Дело в том, что сюжет действительно оказался спорным. На этикетке был изображен карандашный силуэт обнаженной девочки-подростка, признанный в США порнографическим, а потому в эту страну Chateau Mouton Rothschild 1993 года поставлялся вообще без этикетки.

В 2002 году этикетку украсил рисунок Ильи Кабакова «Окно», изображающий нечто вроде тоннеля из ангельских крыльев. А в 2004 году над оформлением вина работал сам принц Чарльз, украсивший этикетку осенним пейзажем. Также можно отметить замечательные работы Джеффа Кунса (2010) и Ги де Ружмонта (2014).

Надо сказать, что на аукционах такая красота может стоить примерно от 15 до 25 тыс. долларов за бутылку. У компании Chateau Mouton Rotschild есть и собственный музей, где хранится полное собрание этих этикеток.

Детище Микеланджело в оформлении современников

Но не только французы попробовали сочетать живопись и виноделие. Итальянскому поместью Fattoria Nittardi, некогда принадлежавшему самому Микеланджело Буанаротти, просто на роду было написано подчеркнуть эту связь. Конечно, история таких уникальных бутылок не в пример меньше, чем у напитка от Ротшильдов, да и дело обставлено не с такой помпой, но от этого они не менее примечательны.

В 1981 году винодельческое хозяйcтво Fattoria Nittardi перешло в собственность семьи Фемферт. Тогда же они впервые пригласили художника для оформления этикетки, а потом стали делать это каждый год. Среди авторов за это время успели засветиться такие звезды мировой величины, как Бруно Бруни, Пол Вундерлих, Валерио Адами, Джулиано Челли, Йоко Оно, Гюнтер Грасс. Правда, собственного музея у Fattoria Nittardi нет, да и бутылки с необычной этикеткой выпускаются тиражом не более 6 тысяч, а на все остальные клеится стандартный вариант.

Конечно же, работы великих живописцев размещаются на этикетках вина прежде всего с целью улучшения имиджа и повышения статуса. Однако такой вариант оформления очень привлекает коллекционеров элитного алкоголя, да и у искусствоведов может вызвать неподдельный интерес.